Москва располагает колоссальным резервом промышленных и коммунальных площадей. 19 тыс. га — пятая часть всей площади столицы! — занята промзонами, откуда в основном выведены располагавшиеся здесь предприятия. Такую же площадь мог бы занять Париж, если бы его увеличили в два раза.
В последние годы процесс развития промышленных и коммунальных территорий активизировался. В 2014 году на этих территориях было построено около 2 млн. кв. м недвижимости разного назначения.
Как же грамотно возродить к жизни то «территориальное богатство», которое еще есть у Белокаменной? Какая промышленность должна остаться в городе? Какую стратегию и тактику ревитализации таких зон уместнее использовать? Наконец, нужен ли отдельный федеральный закон о реновации промзон? В этом попыталась разобраться наш корреспондент.
Промзона — это всегда конфликт интересов
Деградация может быть разной. Визуальной — когда какая-то территория уже при первом взгляде на нее производит отталкивающее впечатление. Экономической — когда расположенное здесь промышленное предприятие потихоньку угасает в силу своей нерентабельности. Экологической — когда территория бывшего предприятия загрязнена промышленными отходами и нуждается в оздоровлении. В каждом из этих случаев подход к реновации должен быть разным.
— Промышленно-коммунальные зоны — это большой градостроительный потенциал для города и в то же время большая проблема, — говорит первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики г. Москвы Олег Рындин. — И от того, как мы это будем оценивать (как потенциал или как проблему), зависит успех градостроительной политики Москвы в целом.
Если с точки зрения глобальных интересов столицы с промзонами все понятно (их важно и нужно осваивать, поскольку в перспективе это комфортная среда обитания, дополнительные транспортные связи, «чистая» экология), то с конкретикой все не так просто.
По мнению Олега Рындина, тут очень важно соблюдать баланс интересов. Понять, что нужно жителям, которые живут на этой территории. Предпринимателям, которые ведут здесь бизнес. Государству, у которого свои виды на эти площади. И, наконец, девелоперам, которые пришли сюда зарабатывать деньги. И вот тут-то наступает самый сложный этап работы.
Чтобы распутать этот клубок интересов, требуется внятная правовая база. Так считают Клуб инвесторов Москвы и Департамент градостроительной политики столицы. На недавнем Строительно-инвестиционном форуме они сообщили, что вышли с законодательной инициативой о разработке нового федерального закона, предусматривающего правовые механизмы реорганизации промышленных территорий.
Как справиться с собственниками?
Многие из промзон сейчас представляют собой «лоскутное одеяло», состоящее из кусков, принадлежащих огромному количеству собственников. Это накладывает определенные сложности, когда речь заходит о комплексном освоении территории. Как сохранить баланс интересов всех собственников, чтобы те не просто продали свою долю, но и были заинтересованы в том, чтобы как-то проявить себя на уже «реновированной» территории? Возможно, у кого-то возникнет желание открыть здесь производство, кто-то будет вести коттеджную застройку и т.д.
Новый закон, считают его инициаторы, помог бы создать эффективные механизмы взаимодействия девелопера, государства и мелких собственников. А в результате на освободившихся территориях появятся не только жилые районы, но и общественные производства, транспортная инфраструктура, зоны отдыха.
Почему нужен именно федеральный закон? Предполагается, что он четко сформулирует пять способов развития промышленно-коммунальных территорий. Эти способы — это пять вариантов организации управления промзоной, начиная от государственного и заканчивая коллективным управлением всеми собственниками.